УАЗ - конструктор для трофиста . . Одной из первых кандидатур при выборе внедорожника для постройки на его базе "монстра" является УАЗ. Как правило, он же остается и последней. И дело тут не только в том, что наши автогиганты производят самые современные, самые удобные, самые надежные, самые безопасные, самые экономичные, самые … автомобили в мире, а вот глупое и непатриотичное народонаселение почему-то предпочитает им дряхлые иномарки.
У ульяновского джипа действительно есть одно неоспоримое преимущество перед Land Cruiser'ами, Range Rover'ами и Patrol'ями. Поскольку трофи-рейды проходят в поистине экстремальных условиях, то и повреждения машины могут получить отнюдь не косметические. Ясно, что заменить, скажем, расколотый картер переднего моста, умерший генератор и полуось со свернутыми шлицами гораздо дешевле УАЗу, нежели Гелендвагену. Поэтому большинство внедорожников, подготавливаемых к трофи-рейдам, составляют УАЗы. Давайте разберемся: если уж брать УАЗик, то какой именно.
Мосты
В настоящее время на УАЗы устанавливаются три типа мостов: "гражданские", "военные" и "спайсер". Еще есть "длинные" мосты, устанавливаемые на "Барс" и представляющие из себя военные мосты с расширенной до 1600 мм колеей за счет удлиненных чулков.
Военные мосты отличаются от гражданских наличием бортовых редукторов. Крутящий момент от двигателя распределяется между главной парой и редуктором, за счет чего нагрузка на узлы трансмиссии снижается. Зубья самой главной пары большего размера, чем у гражданских мостов, что повышает надежность. Тип моста
| Передаточные числа
| главной пары
| бортовых редукторов
| суммарное
| Гражданские (до 1989 г.)
| 5,125
| -
| 5,125
| Гражданские (после 1989 г.)
| 4,625
| -
| 4,625
| Военные
| 2,77
| 1,94
| 5,38
| "Спайсер"
| 4,11
| -
| 4,11 |
Преимущества гражданских мостов: более простая конструкция - проще обслуживание и ремонт возможность установки самоблокирующихся межосевых дифференциалов от БТР-60 как межколесных
Преимущества военных мостов: значительно больший клиренс (на 6 см) более тяговитая и надежная главная пара меньшая нагрузка на узлы трансмиссии немногим более качественное изготовление
Преимущества мостов типа "Спайсер": никаких
Если машину предполагается готовить к трофи-рейдам, то выбор однозначно стоит сделать в пользу военных мостов. Установка 33', а тем более 35' колес увеличивает нагрузку на трансмиссию, и шестерни с полуосями гражданских мостов будут ломаться одна за другой. К тому же на трофи-рейдах часто приходится передвигаться по огромным колеям, развороченным прошедшими ранее "монстрами", поэтому на первый план выходит величина дорожного просвета.
Триалы же, наоборот, прокладываются по сильно пересеченной местности, и главная неприятность, поджидающая здесь джиперов - диагональное вывешивание. При таком раскладе стоит подумать о гражданских мостах с возможностью установки в них блокировок.
P.S. Эти строки писались осенью 2002 года. Весной же 2003-го было налажено производство межколесных блокировок и в военные мосты. Таким образом, гражданские мосты утратили своё главное достоинство. Полная и безоговорочная победа редукторов! :)
Что касается удлиненных мостов, то сам "Барс" смотрится с ними очень даже ничего. См. фото из журнала "4х4 Club": Даже идиотский пластиковый бампер начинает вписываться в общий дизайн джипа, и желание оторвать его и выкинуть куда подальше несколько притупляется. Сами же мосты, как и все в этом мире, обладают как достоинствами, так и недостатками: увеличенная колея (опасность бокового опрокидывания высокой машины немного отодвигается) высокая себестоимость и сложность поиска запчастей (пока они изготавливаются в ограниченном количестве)
Подвеска
В 1994 году ребята из Ульяновска подарили нам еще одну головную боль. Подвеска козликов бывает двух типов: старая рессорная и новая - пружинная спереди и на малолистовых рессорах сзади. Какую берем?
Лучшая подвеска та, которая обладает более длинными ходами. Это позволяет колесам на сильнопересеченной местности не терять контакт с поверхностью и сохранять джипу способность самостоятельного продвижения вперед. А пружинная она будет или рессорная, - не столь важно.
Раньше все джипы были рессорные. Такая подвеска лучше в плане грузоподъемности. Переход на пружины совпал с повальным увлечением 4х4 во всем мире, и с тех пор внедорожники производятся с таким расчетом, что основное время они эксплуатируются на асфальте, а на бездорожье если и выбираются, то очень редко. Комфорт и управляемость стали превалировать над проходимостью. Поэтому подвески всех современных sport utility хоть и пружинные, но короткоходные, заточенные на езду по городу.
То же самое и с УАЗом. Стабилизатор поперечной устойчивости несколько ограничил способности машины на бездорожье, уменьшив ходы передней подвески. Так что на асфальте новые УАЗы будут вести себя немного лучше. На бездорожье - однозначно хуже.
Но на самом деле заморачиваться по этому поводу особо не стоит. Все это ерунда, поскольку для строительства монстра на базе УАЗа стоит однозначно выбрать редукторные мосты, а они устанавливаются исключительно с рессорами. Вот и чудненько!
Трансмиссия
В наш 21 век, когда люди летают в космос (а иногда даже возвращаются), ездить на джипе с несинхронизированной коробкой, а тем более производить такие коробки, мягко говоря, неприлично. Даешь изъятие слова "перегазовка" из лексикона джипера!
Руководство ульяновского джипозавода своих покупателей уважает, поэтому кроме старой КПП с синхронизированными только 3 и 4 передачами, с 1989 года производит новую полностью синхронизированную коробочку. Ура!
А вот и их характеристики:
Передаточные числа
| Старая КПП
| Новая КПП
| I передача
| 4,12
| 3,78
| II передача
| 2,64
| 2,60
| III передача
| 1,58
| 1,55
| IV передача
| 1,00
| 1,00
| Задняя передача
| 5,22
| 4,12
|
Опаньки! Да ведь передаточные числа первой передачи у новой коробки меньше, чем у старой. Чем это нам грозит? Тем, что первая передача стала более скоростной (наверное, руководство УАЗа планирует продвигать свои джипы в секторе любителей street racing'а). Одновременно она стала и менее тяговитой. Так что при выборе КПП стоит решить что вам важнее, - несколько лучший комфорт, либо несколько большая надежность и проходимость.
Муфты подключения переднего моста. С ними ситуациа такая: старые вполне надежны, но требуют большой мороки с подключением. Новые ЭЛМО включаются легко, но при больших колесах бывали случаи срезания крепежных болтов, да и грязью они забиваются гораздо охотнее старых, что приводит к гораздо большей мороке.
Вывод напрашивается сам собой: если вы поставили перед собой задачу построить супермонстр и непременно выиграть на нем какой-нибудь трофи-рейд, то есть смысл поставить старые муты, заблокировать их раз и навсегда и забыть про них. Для тех же, кто сочетает off-road с ездой по городу оптимальными будут ЭЛМО.
Двигатель Двигатель
| ЗМЗ 4021
| УМЗ 4178
| УМЗ 4218
| ЗМЗ 410
| ЗМЗ 409
| ЗМЗ 514
| Тип
| бензин А-76
| бензин А-76
| бензин А-76
| бензин А-76
| впрыск А-92
| Дизель
| Рабочий объем, см³
| 2445
| 2445
| 2890
| 2900
| 2700
| 2240
| Степень сжатия
| 6,7
|
|
| 6,7
| 9,0
| 19,5
| Номинальная мощность, л.с.
| 74 (4500 об/мин)
| 76
| 84
| 100 (4250 об/мин)
| 136 (4400 об/мин)
| 98 (4000 об/мин)
| Максимальный крутящий момент, Н.м | 153 (2500 об/мин)
| 159 (2500 об/мин)
| 189 (2500 об/мин)
| 215 (2500 об/мин)
| 227 (4000 об/мин)
| 216 (2500 об/мин)
|
Примечание: Как ни странно, в разных источниках технические данные одного и того же двигателя несколько разнятся. Надо полагать, связано это с разными стандартами измерений.
Теоретически главную роль на бездорожье играет величина крутящего момента на низких оборотах двигателя. Наряду с надежностью, это основной показатель. Чем он выше, тем лучше. Поэтому УМЗ 4218 выглядит несколько предпочтительней по сравнению с базовым УМЗ 4178. Но есть нюансы. Дело в том, что 421-й получен из 417-го увеличением диаметра цилиндров с 92 до 100 мм. Логично предположить что это негативно сказалось на ресурсе двигателя по сравнению с гильзованным 417-м. Но зато на него штатно должна устанавливаться вискомуфта отключения вентилятора.
А теперь самая радостная новость. По данным сайта www.uaz.ru в октябре 2002 года с главного конвейера ОАО "УАЗ" сойдут 55 автомобилей с дизельными двигателями ЗМЗ-5143.10. 25 автомобилей "УАЗ"- 31608 - 11 (по цене 230 т.р.); 5 автомобилей "УАЗ"- 315148 - 037 (по цене 151 т.р.); 25 автомобилей "УАЗ"- 315148 - 017 (по цене 145 т.р).
Автомобили УАЗ с дизельным двигателем отечественного производства будут собраны на Ульяновском автозаводе впервые. Всего же до конца года планируется выпустить 100 таких автомобилей, из которых 50 - машины семейства УАЗ-3160, а 50 - УАЗы традиционного модельного ряда.
Особенности дизельного двигателя "ЗМЗ"-5143.10.
| Двигатель дизельный с четырёхклапанной конструкцией газораспределительного механизма с рычажным приводом клапанов, двумя распределительными валами и гидроопорами в головке цилиндров;
Привод распределительных валов цепной с натяжными звёздочками, рабочий процесс с объёмным смесеобразованием, турбонадувом и системой рециркуляции отработавших газов;
Степень сжатия - 19,5;
Рабочий объём - 2,24л;
Номинальная мощность по ГОСТ, кВт (л.с.) - 72 (98) при частоте вращения 4000 об/мин;
Максимальный крутящий момент по ГОСТ, Н* (кгс*м) - 216 (22) при частоте вращения 2500 об/мин.
|
Надо ли говорить, что это будет идеальный силовой агрегат для УАЗа? Модельный ряд
Перечисленным конструктивным требованиям удовлетворяют следующие модели:
УАЗ 31512-031
Двигатель УМЗ-4178, 4-х ступ. КПП, редукторные мосты, тентованный.
УАЗ 315122-031
То же самое, но с движком 3МЗ-4021.
УАЗ 31514-031
Двигатель УМЗ-4178, 4-х ступ. КПП, редукторные мосты, цельнометаллический, муфты ЭЛМО, рулевое колесо 3160 или "ДАРФ", замок зажигания с противоугонным устройством, рулевой механизм винт-шариковая гайка (без ГУРа), кенгурин, пластиковые наружные молдинги, пластиковая панель приборов, новая рулевая колонка, привод запора капота.
УАЗ 31514-032
Отличается от 31514-031 отсутствием кенгурина, пластиковых молдингов, нашлепки на торпеду, рулевого колеса 3160, замка зажигания с противоугонным устройством и новой рулевой колонки.
УАЗ 31514-033
Тот же 31514-031 + люк в крыше.
УАЗ 31514-037
Тот же 31514-031, только без молдингов.
УАЗ 315142-037
Тот же 31514-037, но с двигателем 3МЗ-4021.
УАЗ 31519-031
То же самое, что и 31514-031, но с двигателем УМЗ-4218 и радиальными шинами.
УАЗ 31519-032
То же самое, что и 31514-032, но с двигателем УМЗ-4218 и радиальными шинами.
УАЗ 31519-033
То же самое, что и 31514-033, но с двигателем УМЗ-4218 и радиальными шинами.
УАЗ 31519-037
Тот же 31519-031, только без молдингов и укомплектованный вискомуфтой отключения вентилятора.
УАЗ 315192-037
Тот же 31519-037, но с двигателем ЗМЗ 4104.
УАЗ 315195
Данная машина скоро встанет на конвейер, сменив на нем 31512-й и 31514-й аппараты. Поэтому стоит присмотреться к ней повнимательней. Фото Александра КАТАЕВА (За рулем):
Первые впечатления: Пластиковый бампер не столько раздражает (все равно менять на швеллер сотку), сколько показывает общее направление модернизации автомобиля.
Двигатель ЗМЗ-409. Полная ерунда. Характеристики абсолютно легковые, для внедорожной езды непригоден. Но это не минус данной модели, поскольку в планах устанавливать еще и ЗМЗ-410 и ЗМЗ-514. А они вызывают прямо противоположные эмоции.
Мосты "Спайсер". См. выше.
Кстати, ходят упорные слухи о решении руководства УАЗа свернуть производство машин с редукторными мостами в связи с переходом на "спайсеры". Так что запасайтесь, господа джиперы, впрок.
Коробка передач пятиступенчатая, арзамасского производства. Пока экспериментальная и ничего с ней не ясно.
Раздатка мелкомодульная, управляемая одним рычагом.
Ну вот, пока вроде всё.
Какие из всего вышеизложенного напрашиваются выводы? Неутешительные. Закрадываются сомнения в компетентности ульяновских маркетологов. Ведь люди, покупающие УАЗы ценят в них именно уверенное поведение машин на тяжелом бездорожье, прощая ужасную сборку, брак и полное отсутствие комфорта. Новые же УАЗы во многом утратили свои внедорожные качества, толком не приобретя ничего взамен.
Источник: http://www.monsters.4wd.ru/tech/uaz/uaz.shtml
|